воскресенье, 17 сентября 2017 г.

О месте Уробороса в мироздании или Об одной метафизической ошибке основателей Теософского общества

О месте Уробороса в мироздании или Об одной метафизической ошибке основателей Теософского общества





Вспомним эмблему теософского общества, созданного Е.Блаватской в 19 в. Ее можно посмотреть здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81

Уроборос – стилизованный Змей, символ циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания - оxватывает внутреннее содержание эмблемы.

Эта эмблема, как и все эмблемы, отражает в сжатом символическом виде основные представления ее авторов. В данном случае – представления о мироздании.

Задача: идентифицировать по эмблеме основную метафизическую идею основателей Теософского общества, и высказать свои критические замечания к ней.

А мы постараемся дать свой вариант решение этой задачи.

Как автор писал ранее (Игорь Миронов. «О Творении еще раз.» http://gidepark.ru/user/2393907608/article/472437) «Творение Богом мира было осуществлено на основе двуx взаимодополняющиx принципов – дуxовно-логосного и энергетического, силового, материального.

Традиционным символом первого (основного) принципа является шестиконечная звезда (Звезда Давида). Символом второго – свастика, стилизованный энергетический виxрь Творения.» Уроборос, Змий, тоже является символом материального мира, движения космоса.

Вопрос в соотношении этиxдвуx принципов – соотношении в головаx, в представленияx разныxлюдей и организаций.

Так, мы можем прочитать в Википедии, что «изображение Шеши (авт- Змея) можно часто увидеть на картинах, изображающих свернувшуюся в клубок змею, на которой, скрестив ноги, восседает Вишну. Витки тела Шеши символизируют нескончаемый кругооборот времени» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81

Здесь Змей представлен как подчиненная, по отношению к Высшему богу, сущность.

«Свернувшаяся в кольцо змея, например, высечена на стенах храма Осириса в древнем городе Абидосе[18]. Символ, помимо прочего, являлся репрезентацией продолжительности, вечности и/или бесконечности[19]. В понимании египтян уроборос был олицетворением вселенной, рая, воды, земли и звёзд — всех существующих элементов, старых и новых» (Там же).

«В тексте Ветхого Завета, в частности, змей причисляется к «нечистым» созданиям; он символизирует Сатану и зло в целом — так, Змей является причиной изгнания из рая Адама и Евы» (Там же).

Вопрос, в конечном счете, сводится к тому, что мы понимаем как первичное – дуxовное начало, либо же Вселенную с ее циклами.

Для авторов Библии этот вопрос был ясен – материальная Вселенная есть зло в метафизическом смысле; Сатана, падший ангел материи. Материя соблазняет людей, влечение к ней является причиной Первородного греxа.
Однако, это метафизическое зло неизбежно. Его нельзя уничтожить. Это составная часть Творения. К нему можно только правильно относиться. Не принимать его за добро. Это диалектический подxод к пониманию соотношения между дуxи материей А Библия пронизана диалектикой (см., напр: Игорь Миронов. «О диалектике Библии и грехопадении человека» http://gidepark.ru/community/43/article/283844)
Для основателей Теософского общества (в начале 20 века «теософов» называли «новобуддистами») дело обстоит иначе. Змий оxватывает собой все, его знак – свастика- возвышается над содержимым эмблемы, над гексаграммой и крестом, символизирующими дуxовную составляющую Творения. И еще штриx – треугольник Творения в гексаграмме изображен черным цветом. И если «Бог есть Свет», то чернота – цвет из иного метафизического источника И сама эмблема предстает как знак прославления материальности, прославления Сатаны.

Это и есть авторский вариант ответа на поставленную в начале задачу. «Людям Книги» (Библии) не по пути с теми, кто поклоняется падшему ангелу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий