понедельник, 19 июня 2017 г.

Для российских маоистов(коих немало)

Для российских маоистов (коих немало).

На сайте abirus.ru, в статье, посвященной Мао Цзедуну и его философии, читаем в статье китайского автора Ли Чэньяна: "Философскую методологию учения Мао Цзэдуна лучше всего определить как материалистическую диалектику. Материализм, в отличие от идеализма, базируется на представлении о том, что мир материален и существует независимо от сознания. Диалектика Мао Цзэдуна сложилась под влиянием идей Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также даосизма. " Далее: "«Противоречие» - весьма широкое понятие, но Мао Цзэдун так и не дает его точного определения. Гегель использовал этот термин для обозначения любого неразрешенного конфликта - классового, национального, бытового. Разрешение противоречия способствует прогрессу. Противоречие свойственно всякому процессу развития, поэтому законы диалектики применимы ко всякому развитию."
"Мао Цзэдун писал, что «все может делиться на две части» (и фэнь вэй эр), так что все вещи содержат в себе противоречие (это и есть так называемая «универсальность противоречия»). При этом всякое противоречие относительно и обладает своим характером, оно уникально. " "в самом противоречии одна из сторон может быть главной, а вторая - второстепенной. Главная сторона также определяет развитие противоречия, поэтому когда стороны противоречия меняются местами, то меняется и характер противоречия."

Диалектика Мао Цзедуна - это столкновение двух начал, двух противоречий.В терминах Гегеля: тезис и антитезис. Понятие синтеза у Мао отсутствует. Противоречия сталкиваются, одна из сторон побеждает, история движется дальше. Это коррелирует с даосской идеей взаимодействия Инь и Ян, которые бесконечно взаимопроникают друг в друга.
В практической плоскости это означает бесконечную борьбу противоположных сил. Причем, критерий выделения этой противоположности в каждой ситуации может быть достаточно произволен.
Отсутствие понятия синтеза не позволяет находить какое-то объединяющее начало, стоящее над двумя противоречиями, над двумя сторонами конфликта. Это, логически приводит к непрерывности борьбы, что вылилось в Китае в феномен культурной революции, в условиях, когда партия Мао уже находилась у власти, и, вроде бы, совершать революцию уже нет против кого. Однако, нашли все же, и совершили. Что стоило Китаю больших жертв и потрясений.
Использование трехчленной диалектической схемы (тезис-антитезис-синтез) позволяет подняться над противоречием к объединяющему началу. Потом, подняться еще на один уровень, потом еще, нейтрализуя имеющиеся противоречия. Делая их не роковыми.
Такой подход более продуктивен и в плане гносеологии (познания существа ситуации), и в плане практической политики (поскольку, оставляет время и силы для развития системы, а не растрачивает их на бесконечную борьбу).

Ссылка на статью: http://www.abirus.ru/content/564/623/625/647/836/11124.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий