Воссоединение православных церквей и религиозные взгляды епископа Василия (Родзянко)
В связи с воссоединением православных Церквей небезынтересным представляется исследование вопроса о доктринальных основах партнера Русской православной церкви (РПЦ) – Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ).
Одним из тех, кто стоял у истоков этой «унии» являлся епископ РПЦ(З) Василий (Родзянко) (1915 – 1999 гг.), внук председателя дореволюционной Государственной думы III и IV созывов М.В. Родзянко.
Помимо собственно церковной и общественной деятельности Василий (Родзянко) был известен как один из религиозных теоретиков, пытавшихся модернизировать церковную доктрину с учетом современных данных науки.
Читаем в первых строках введения к основному труду епископа Василия (Родзянко) «Теория распада вселенной и вера Oтцов» : «Мир сей, в котором мы живем, не был сотворен Богом: Бог зла не творил, а в мире сем, как мы все знаем, зла хоть отбавляй. Его источник не Бог, а "князь мира сего" (Ин.12:31; 16:11)».
Здесь содержится прямое противоречие с Книгой Бытия. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1-2); «Так совершены небо и земля и все воинство их.» (Быт. 2:1); «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…» (Быт. 2:4).
По своим взглядам Родзянко –скорее манихей, чем христианин. Может быть поэтому его привечали в СССР.
Согласно Википедии, «будучи епископом, в 1981 он посетил СССР, в последующие годы неоднократно приезжал в Россию. После ухода на покой возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана», с 1991 принимал активное участие в работе радиостанции «София», провёл серию телевизионных бесед на религиозные темы. Являлся почётным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а с 1998 — деканом богословско-философского факультета университета Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания.».
Основной задачей Родзянко при написании книги, как представляется, было создание некоего «синтеза» религии и науки. Не он первый ставил такую задачу. В XIX веке «синтез религии, философии и науки» пыталась создавать небезызвестная Е.Блаватская. Правда, под «религией» она понимала не христианство, а некую смесь буддизма и индуизма. В начале ХХ века, в преддверии русских революций, ее построения были известны в России под названием «необуддизма».
В книге Родзянко даются многочисленные ссылки на английского физика-космолога Стивена Хогинга, автора одной из теорий «черных дыр».
Родзянко приводит многочисленные ссылки на работы Хогинга, пытаясь доказать, что они подтверждают доктрины «отцов» (Никейской) Церкви. Однако, «партнера» он выбрал не слишком удачно. Стивен Хогинг – по своим убеждениям – атеист. «В своей последней книге «The Grand Design» Хокинг утверждает, что для создания вселенной не нужен был «творец»: «Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего. Самопроизвольное создание — причина того, почему существует вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы „зажечь“ огонь и заставить Вселенную работать»(Википедия). Как известно, «самопроизвольное создание Вселенной» - это доктринальная установка все того же буддизма, а отнюдь не христианства.
«Синтез религии и науки» снова вышел своеобразный – манихейское «богословие» Родзянко и атеистическая (и довольно спорная, с собственно научной точки зрения) космология Хогинга.
Согласно Википедии, «17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, гласящий, что «Русская православная церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» (п. 1 Акта)».
Смысл работы Родзянко, как очевидно, состоял в том, чтобы в основу предстоящей унии двух православных конфессий положить, помимо разделяемой обеими конфессиями Никейской доктрины с последующими дополнениями, некий осовремененный доктринальный синтез.
Синтез получился неудачный. Снова, как и у Блаватской, получился «необуддизм».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий