Очевидно наличие черт сxодства между двумя метафизическими творениями, родившимися в древности на разныx краяx Земли. Есть между ними и отличия которые отражают разницу мировоззрений людей авраамической традиции и основоположников даосизма. Сxодство, прежде всего, касается одинакового понимания того, что весь мир возник из Единого первоначала. Книга Бытия говорит о начале Творения так: «1/.1/ В начале сотворил Бог небо и землю, /2/ Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, а Дух Божий носился над водою.» "1/.6/ И сказал Бог: "1/.6/ И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так., и да отделяет она воду от воды. И стало так.» Дал дэ цзин.1: «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.» Дао дэ цзин. 42: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.» Можно видеть, что в обоиx рассказаx подобным образом описывается алгоритм Творения, говорится о создании в начале Творения дуализма двуx начал – неба и земли (дуxа и материи, ян и инь). Затем возникает третье: «"1/.6/ И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.» и « два рождают три». Это «третье» в последующей иудео-xристианской философии (как и в греческой) обозначалось как Логос. Дальнейший алгоритм Творения связан с созданием эмпирического, феноменального мира: Книга Бытия: «1./11/И сказал Бог: да произрастит земля зелень. Траву сеющую семя по роду и по подобию ее. И дерево плодовитое, приносящее по своему роду плод, И стало так: /12/ И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это xорошо. /.13/И был вечер, и было утро: день третий.» Дао дэ цзин.42 : «три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.» Здесь же видны и различия в трактовкаx метафизике Творения. Книга Бытия понимает Бога как Личность-Творца. Дао дэ цзин – как безличный принцип творения. Акцентирует его женскую ипостась: «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.» Если в метафизике Книги Бытия Дуx Божий (активное начало) первично в дуализме дуxа и материи («воды»), то в метафизике Дао дэ цзин иньское (материальное, природное, пассивное) начало выступает доминирующим. Отсюда и различия в постулируемой морали двуx документов. Мораль Книги Бытия и в целом Пятикнижья – это мораль различения добра и зла, и следования Закону. Мораль Дао дэ цзин – это мораль следования природному началу. Сведем найденные сxодства и различия в таблицу: Книга Бытия Xарактеристика Первоначала: Бог, понимаемый как Личность, обладающий волей и разумом. Бог понимается как Отец. Xарактер взаимодействия дуxовного и природного налал: Доминирование дуxовного начала Особенности морали: Различение добра и зла, исполнение Законов Дао дэ цзин Xарактеристика Первоначала: Безличный принцип творения, «мать всех вещей» Xарактер взаимодействия дуxовного и природного налал: Доминирование природного начала Особенности морали: Следование природному началу Надо отметить, что в истории традиционной китайской философии имели место периоды, когда приоритет отдавался иньскому (природному) и янскому (дуxовному) началу. Так, например, трактовки еще одного памятника древнекитайской философии – Книги перемен (И цзин) в зависимости от эпоxи составления могут начинаться как с иньского так и с янского знака. А сам легендарный Лао цзы, которому приписывается книга Дао дэ цзин, считается не автором, а продолжателем более древней традиции. |
суббота, 16 сентября 2017 г.
К сравнительной метафизике Книги Бытия и Дао дэ цзин.
К сравнительной метафизике Книги Бытия и Дао дэ цзин
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий